Содержание
- 1 Четырьмястами отзывами земные недра помыть шампунем
- 2 Как правильно написать молоть зерно или мелить?
- 3 Четырьмястами отзывами земные недра помыть шампунем
- 4 Русский ЕГЭ 7 задание
- 5 Четырьмястами отзывами земные недра помыть шампунем
- 6 Четырьмястами отзывами земные недра помыть шампунем
- 7 контрольное тестирование по русскому языку в 11 классе тест по русскому языку (11 класс) на тему
- 8 Укажите два предложения, в которых верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте. Запишите номера этих предложений.
- 9 В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.
- 10 Четырьмястами отзывами земные недра помыть шампунем
Четырьмястами отзывами земные недра помыть шампунем
Задание 6. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.
многие ДИРЕКТОРЫ школ
Рассмотрим предложенные словосочетания и определим, в каком из них допущена ошибка.
ЧЕТЫРЬМЯСТАМИ рублями – количественное числительное в творительном падеже, форма образована верно.
ПОЛОЩУЩИЙ бельё – причастие, форма образована верно.
косточки ЧЕРЕШЕН – существительное множественного числа в родительном падеже, верно.
ПОПРОБУЙ прочитать – повелительное наклонение глагола, форма образована верно.
многие ДИРЕКТОРЫ школ – существительное множественного числа, форма образована неверно.
Проверка. Обязательно разберите каждое слово из предложенных вариантов, чтобы не допустить ошибку. Запомните: доктора, профессора, директора.
В ответ записываем исправленное слово (исправляем только выделенное слово) заглавными буквами.
Источник: http://self-edu.ru/ege2018_rus_36.php?id=36_6
Как правильно написать молоть зерно или мелить?
Мельница, как же будет правильно мелить или молоть.
Будет правильно,если мы напишем «молоть зерно». Дело в том, что в ряде однокоренных слов (имеющих один корень) может происходить чередование гласных. Например, молоть—мельница,просит—упрашивает, горелый—загар, коснуться—касаться .
Источник: http://www.bolshoyvopros.ru/questions/283116-kak-pravilno-napisat-molot-zerno-ili-melit.html
Четырьмястами отзывами земные недра помыть шампунем
В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.
МЕЛИТЬ зерно на мельнице
ПОСКОЛЬЗНУЛСЯ на льду
Пояснение (см. также Правило ниже).
Ошибка допущена в слове «мелить»: зерно можно молоть. Но другие глагольные формы имеют Е: мелющий, мелет, смелет.
Общее понятие о морфологических нормах.
Морфологические нормы — это нормы правильного образования грамматических форм слов разных частей речи (форм рода, числа, кратких форм и степеней сравнения прилагательных и многие другие).
Морфологическая норма регулирует словообразование и словоизменение. Эти нормы обязательно изучаются в школьном курсе русского языка и проверяются в задании 6 ЕГЭ. В морфологии (также, как в синтаксисе и в области произношения) есть сильные и слабые нормы. Сильные соблюдаются всеми, кто владеет русским языком как родным. Слабые легко поддаются воздействию со стороны, плохо усваиваются и часто искажаются. Их наличие определяется многими причинами, в частности, особенностями развития фонетической и грамматической систем русского языка. Так, существовавшие ещё во времена Льва Толстого нормы образования и изменения причастий, деепричастий, прилагательных и других частей речи, существенно изменились в наши дни. Нужно отметить, что для довольно большого списка слов существуют, с одной стороны — разговорные формы , а с другой стороны — литературные, письменные . Но наряду с этим есть и такие формы, которые недопустимы даже в разговорной речи и являются грубым нарушением морфологических норм. Тот, кто обращается к словарям, знает, что в толковых словарях непременно есть пометки «разг».,что значит разговорное, и другие, указывающие на нормативность употребления формы слова том или ином стиле речи.
В заданиях, подобранных в ЕГЭ, от учащихся требуется найти слово с ошибкой и изменить его так, чтобы оно отвечало литературной, письменной норме.
Нормативность употребления того или иного слова проверяется по действующим современным словарям, а не по «интернету» или «википедии». Слова, допускающие две литературные нормы, (а такое бывает!) в заданиях, как правило, не представлены.
Итак, в заданиях из банка ФИПИ, в пособиях различных авторов, а также в материалах экзаменов прошлых лет имеются примеры на ошибки в образовании и употреблении:
ИМЁН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ (род, число, падеж) ОТКРЫТЬ РАЗДЕЛ в новом окне
ИМЁН ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ (образование сравнительной степени) ОТКРЫТЬ РАЗДЕЛ в новом окне
Источник: http://rus-ege.sdamgia.ru/problem?id=12553
Русский ЕГЭ 7 задание
Термины в модуле (35)
две пары БОТИНОК
в ДВУХТЫСЯЧНОМ году
ПОЕЗЖАЙТЕ в Крым
не более ПОЛУТОРА метров
в ДВУХСТАХ ШЕСТИДЕСЯТИ домах
ПОЕЗЖАЙ в Подмосковье
голос более ЗВУЧНЕЕ
ЛЯГТЕ на коврик
СТА ДВАДЦАТЬЮ ПЯТЬЮ литрами
не ЛАЗАЙТЕ через забор
в ТЫСЯЧА ДЕВЯТЬСОТ ДВАДЦАТЬ ПЯТОМ году
к ДВЕ ТЫСЯЧИ СЕМНАДЦАТОМУ году
ПОСКОЛЬЗНУЛСЯ и упал
в ПОЛУТОРАСТА метрах
две пары НОСКОВ
МЕЛИТЬ зерно на мельнице
в СЕМИСТАХ вёрстах
МОКЛА под дождём
по ОБОИМ сторонам
звучит не менее ГРОМКО
произнёс более ТИХО
ПОЕЗЖАЙ в город
СЕМИСОТ семидесяти экземпляров
стоять около РОЯЛИ
в ПОЛУТОРА часах
с СЕМЬЮСТАМИ метрами
Форма «лажу» (по крышам) режет слух не только ученикам, но и многим носителям русского языка. Но эта форма часто встречается в заданиях ЕГЭ.
Четырьмястами отзывами земные недра помыть шампунем
В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.
ЛЯГТЕ на кушетку
не ЛОЖИ локти на стол
две пары ДЖИНСОВ
Пояснение (см. также Правило ниже).
Неверно употреблена форма глагола в третьем варианте ответа. Корректно: клади.
НОРМЫ УПОТРЕБЛЕНИЯ ГЛАГОЛОВ
Глагол — самая сложная и самая богатая по системе форм (и их значений) часть речи, поэтому и правил, регулирующих образование форм глаголов, очень большое количество. Эти правила основываются в большинстве случаев на особенностях основы глагола, немаловажную роль играет и лексическое значение слова-глагола. Некоторые из правил изучаются в школьном курсе русского языка, некоторые формы заучиваются как нормативные. Так, к примеру, при изучении спряжения глагола в шестом классе даётся информация о правильных личных формах глагола «бежать»: я бегу, но ты бежишь; мы бежим, но они бегут. При этом в заданиях ЕГЭ встречаются достаточно сложные случаи, по которым в школьных учебниках информации либо нет, либо она даётся очень сжато и не объясняет сути явления. Систематизируем материал, включив в него материал, связанный с нормативным употреблением и образованием форм глаголов. Источниками примеров слов-заданий являются задания реальных ЕГЭ прошлых лет, банка ФИПИ, пособия различных авторов, в том числе И. П. Цыбулько, Г. Т. Егораевой, Н. А. Сениной и других.
6.8.1. Употребление суффикса ну в глаголах прошедшего времени 6.8.1
Примеры задания 6.
ОГЛОХНУЛ от крика (или ОГЛОХ?)
СОХЛА на улице(или СОХНУЛА?)
звёзды ГАСНУЛИ (или ГАСЛИ?)
Если вы ответили
значит, задание выполнено верно.
В данном пункте «Справки» мы обозначим правила, на которые следует ориентироваться при выборе той или ной формы.
Создадим таблицу 1 для наглядности с примерами слов, часто употребляющихся в речи. Обращаем внимание на род слова, число, а также на то, может ли оно употребляться без приставки.
В таблицу 2 поместим глаголы с приставками:
![]() |
Видео (кликните для воспроизведения). |
Сформулируем правило, которым будем пользоваться при выполнении задания 6 и особенно в речи, для этого обратимся к пособию по практической стилистике Д. Э. Розенталя, где так характеризуется употребление этих глагольных форм в современном русском языке:
«Как правило, суффикс -ну выпадает в приставочных глаголах (погас, промок, высох) и, независимо от приставочного или бесприставочного образования, в формах женского и среднего рода и множественном числе (гасла, гасло, гасли). В мужском роде наблюдаются колебания, но за последние полтора столетия наблюдается тенденция к постепенной утрате названного суффикса и в этой форме».
Примечание: формы мужского рода бесприставочных глаголов в заданиях ЕГЭ не встречаются, так как для них возможны два написания.
6.8.2. Чередование о и а в корнях глаголов несовершенного вида
Приведём примеры задания 6 (примеры из письменных работ учащихся)
не буду ОСПОРИВАТЬ позицию автора (или ОСПАРИВАТЬ?)
ОТТАЧИВАТЬ умение (или ОТТОЧИВАТЬ?)
ОБЕЗБАЛИВАЮЩЕЕ лекарство (или ОБЕЗБОЛИВАЮЩЕЕ?)
Если вы ответили, что верно «оспаривать, оттачивать и обезболивающее», то задание решено правильно. Если допущены ошибки, предлагаем теоретический материал и слова для запоминания в нём.
При образовании видовой пары (пары совершенного или несовершенного вида) у некоторых глаголов в современном русском языке наблюдается чередование о — а в корне , например:
перестрОить (сов. вид) — перестрАивать (несов. вид), о/а;
опозОрить(сов. вид) — опозОривать (несов. вид), нет чередования;
подточИть (сов. вид) — подтАчивать (несов. вид), о/а.
Существуют ли правила, регулирующие, когда о должно (или не должно) меняться на а? Действующим правилом, регулирующим, будет ли меняться а на о, является следующее:
1. Если в глаголе совершенного вида ударение падает не на корневой гласный о, то в парном глаголе несовершенного вида вместо о появляется а. Это правило в настоящее время в литературном языке не знает исключений. Например: в глаголе совершенного вида «отстоЯть» ударение падает не на корень, а на суффикс, следовательно, в глаголе несовершенного вида буква о корня сменится на а и образуется форма «отстАивать», корни соответственно «стой» и «стай». Аналогично: вЫсмотреть — высмАтривать, корни «смотр» и «сматр»; затормозИть — затормАживать, корни «тормоз» и «тормаж».
Обратите внимание: в задании 8 на написание корней было указано, что нельзя проверять слова путём подбора глагола несовершенного вида, так как при этом буква корня меняется с о на а. Отметим также, что это чередование не имеет отношения к тому списку корней с чередованием, который проверяется в задании 8.
2. Если же корневой гласный в глаголе совершенного вида находится под ударением, чередования в несовершенном виде происходить не должно, например: обезбОлить — обезбОливать, уполномОчить — уполномОчивать.
Обратите внимание на формулировку правила 2: в нём сказано — «происходить не должно», но тенденция к замене -о- на -а- в глаголах несов. вида оказалась такой сильной, что охватила почти всю эту группу глаголов. В ряде случаев глаголы, у которых еще в начале ХХ в. зарегистрированы формы с -о-, теперь употребляются только с -а-, а прежний вариант воспринимается как искусственный и устарелый: если, к примеру, в начале прошлого века формы «освОивать» и «дотрОгиваться» были нормальными, то сейчас мы говорим только «освАивать», «дотрАгиваться». Поэтому обозначим третье правило:
3. Под влиянием тенденции к замене о на а ряд слов пишется с буквой а, хоть корень и находится под ударением , например: облагорОдить — облагорАживать (сравните корни!); заморОзить — заморАживать(сравните корни!). Эти слова — исключения из правила 2, их достаточно много.
4. К этому пункту правила типу глаголы (их более 20), которые еще в начале ХХ в. писались только с -о-, теперь колеблются в употреблении. В этих парах вариантов сохраняется/наблюдается/отмечается стилистическое размежевание . Это значит, что у слов отмечается либо разговорный оттенок, либо книжный, либо слово считается устаревающим, и здесь нет единой информации: сколько словарей, столько и мнений. Вам скорее всего известно, что существуют пары от «обуслОвить(ся)» — обуслОвливать(ся) и обуслАвливать(ся), от «сосредотОчить(ся)» — сосредотОчиваться(ся) и сосредотАчивать(ся). При этом в одних словарях эти формы равнозначны, а в других указывается, что современная норма допускает только одну форму. Не стоит излишне волноваться по поводу таких слов: на экзамене их быть не должно.
Предлагаем учащимся и учителям таблицу, объединяющую слова-примеры на четыре пункта правил с пометками о стилевом ограничении, где это представляется важным и возможным. Ещё раз обращаем внимание на то, что материал «Справки» имеет практическую направленность, данный материал важен не столько для выполнения задания 6, сколько для корректировки письменной и устной речи учащихся.
Четырьмястами отзывами земные недра помыть шампунем
В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.
закрепил более НАДЁЖНЕЕ
забрать из ЯСЛЕЙ
Пояснение (см. также Правило ниже).
Неверно употреблена форма сравнительной формы наречия, верно: более НАДЁЖНО
Пишем одно слово, то, которое выделено большими буквами. Не теряем букву Ё.
Общее понятие о морфологических нормах.
Морфологические нормы — это нормы правильного образования грамматических форм слов разных частей речи (форм рода, числа, кратких форм и степеней сравнения прилагательных и многие другие).
Морфологическая норма регулирует словообразование и словоизменение. Эти нормы обязательно изучаются в школьном курсе русского языка и проверяются в задании 6 ЕГЭ. В морфологии (также, как в синтаксисе и в области произношения) есть сильные и слабые нормы. Сильные соблюдаются всеми, кто владеет русским языком как родным. Слабые легко поддаются воздействию со стороны, плохо усваиваются и часто искажаются. Их наличие определяется многими причинами, в частности, особенностями развития фонетической и грамматической систем русского языка. Так, существовавшие ещё во времена Льва Толстого нормы образования и изменения причастий, деепричастий, прилагательных и других частей речи, существенно изменились в наши дни. Нужно отметить, что для довольно большого списка слов существуют, с одной стороны — разговорные формы , а с другой стороны — литературные, письменные . Но наряду с этим есть и такие формы, которые недопустимы даже в разговорной речи и являются грубым нарушением морфологических норм. Тот, кто обращается к словарям, знает, что в толковых словарях непременно есть пометки «разг».,что значит разговорное, и другие, указывающие на нормативность употребления формы слова том или ином стиле речи.
В заданиях, подобранных в ЕГЭ, от учащихся требуется найти слово с ошибкой и изменить его так, чтобы оно отвечало литературной, письменной норме.
Нормативность употребления того или иного слова проверяется по действующим современным словарям, а не по «интернету» или «википедии». Слова, допускающие две литературные нормы, (а такое бывает!) в заданиях, как правило, не представлены.
Итак, в заданиях из банка ФИПИ, в пособиях различных авторов, а также в материалах экзаменов прошлых лет имеются примеры на ошибки в образовании и употреблении:
ИМЁН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ (род, число, падеж) ОТКРЫТЬ РАЗДЕЛ в новом окне
ИМЁН ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ (образование сравнительной степени) ОТКРЫТЬ РАЗДЕЛ в новом окне
ИМЁН ЧИСЛИТЕЛЬНЫХ (падежные формы) ОТКРЫТЬ РАЗДЕЛ в новом окне
контрольное тестирование по русскому языку в 11 классе
тест по русскому языку (11 класс) на тему
В данном материале содержится 5 вариантов КИМ в форме ЕГЭ по русскому языку 2018 года с ответами. Будет полезно учителю при проведении контрольной работы в классе и для отработки умений и навыков уч-ся на дополнительных занятиях. Варианты собраны из разных источников, некоторые задания изменены и дополнены мной.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|
Предварительный просмотр:
Прочитайте текст, выполните задания 1 – 3 .
В настоящее время в деловом мире признана важность решения проблемы защиты компьютерных данных. Громкие процессы, связанные с проникновением злоумышленников в корпоративные компьютерные системы, привлекли пристальное внимание не только специалистов в области компьютерной обработки данных, но и директоров компаний. (…) руководители компаний поняли, что с пуском в эксплуатацию каждой новой компьютерной системы, имеющей выход в глобальную компьютерную сеть Интернет, они рискуют распахнуть перед различными злоумышленниками окно, через которое те могут беспрепятственно проникать в секретные материалы компании и наносить существенный материальный ущерб.
1. Укажите два предложения, в которых верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте. Запишите номера этих предложений.
- Важность решения проблемы защиты компьютерных данных признана всеми специалистами в области компьютерной обработки данных.
- Громкие процессы, связанные с проникновением злоумышленников в корпоративные компьютерные системы, поразили директоров компаний и заставили их действовать.
- Директора компаний поняли, что каждая новая компьютерная система, связанная с сетью Интернет, должна быть защищена от проникновения злоумышленников во избежание информационного и материального ущерба.
- По признанию специалистов в области компьютерной обработки данных, злоумышленники наносят существенный материальный ущерб различным компаниям, имеющим выход в глобальную компьютерную сеть Интернет, поэтому она нуждается в защите.
2. Какое из приведенных ниже слов (сочетаний слов) должно стоять на месте пропуска в третьем (3) предложении текста? Выпишите это слово.
3. Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова ВРЕМЯ. Определите значение, в котором это слово употреблено в первом (1) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведенном фрагменте словарной статьи.
ВРЕМЯ, -мени; мн. времена, -мён, -менам; ср.
1. Основная (наряду с пространством) форма существования бесконечно развивающейся материи. Бесконечность пространства и времени. Вне пространства и времени нет движения материи. //
2. Отрезок, промежуток в последовательной смене минут, часов, дней, лет и т.п. Отрезок времени. Уделять много времени учёбе.
3. мн.: времена, -мён.
Период, эпоха (в жизни человечества, какого-л. народа, государства, общества и т.п.). Военное в. Новое, старое в. Былые времена. Во времена Петра Первого. Связь времён.
4. Категория глагола, относящая действие посредством специальных форм в план настоящего, прошлого или будущего. Настоящее, прошедшее, будущее в. Глаголы изменяются по временам.
4. В каком слове ВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.
5. В одном из приведенных ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.
- На месте ВОДНОЙ глади часто возникает грязная болотная трясина, которая постепенно зарастает лесом.
- Со временем ВОДНАЯ поверхность озера становится зеленоватой или красноватой: в ней поселяются мириады клеток микроводорослей.
- Незнакомец подарил мне букетик лиловых цветов с ВОДНЫМИ стеблями.
- ВОДНЫЙ стадион — гордость района и излюбленное место горожан, куда они приходят семьями в выходные дни.
6. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.
- четырьмястами рублями
- полощущий бельё
- много вишен
- более выше
7 . Установите соответствие между предложениями и допущенными в них грамматиче-скими ошибками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую пози-цию из второго столбца.
1)неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом
2) нарушение связи между подлежащим и сказуемым
3) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением
4) ошибка в построении предложения с однородными членами
5) неправильное построение предложения с деепричастным оборотом
6) нарушение в построении предложения с причастным оборотом
7) неправильное построение предложения с косвенной речью
А) Поднявшись на смотровую площадку, открывается чудесный вид на Москву.
Б) Все, кто рано начинает учить иностранный язык, овладевает им в совершенстве.
В) Благодаря современных технологий ученые исследовали глубины озера и нашли под илистым дном богатейшие залежи нефти.
Г) Осуждая своих современников, М.Ю. Лермонтов пишет о том, что я печально смотрю на своё поколенье.
Д) Образ поэта-пророка, созданные Пушкиным, определял и его собственную жизнь.
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
8. Определите слово, в котором пропущена безударная проверяемая гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.
- ст_рожевой
- к_лыхаясь
- распол_жение
- г _рячий
9. Определите ряд, в котором в обоих словах в приставке пропущена одна и та же буква. Выпишите эти слова, вставив пропущенную букву .
- пр_увеличивать, пр_одолеть
- бе_дарно, ра_шифровать
- о_далённый, на_пиленный
- из_мать, дез_нформация
10. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква И.
11. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква Е.
- рокоч_шь
- наточ_шь
- тревож_шься
- раздел_шь
- немысл_мый
12.Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.
1.К этому времени из отдела кадров прислали замену (не)допущенной в рейс команде.
2.Бланк с фотографией был (не)заполнен.
3.Ни одна собака в мире (не)считает обыкновенную преданность чем-то необычным.
4.(Не)сильный, но очень холодный ветер косо гнал сухие снежинки.
5.Захар прошел мимо, (не)повернув головы в мою сторону.
13. Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся РАЗДЕЛЬНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.
1.Я человек небогатый; дела мои расстроены, да и к ТОМУ(ЖЕ) мне наскучило кочевать с места на место (В)ТЕЧЕНИЕ целого года.
2.По некоторым мелочам, ПО(ТОМУ), например, как оба они (В) МЕСТЕ варили кофе, я мог заключить, что живут они мирно, благополучно и что они рады гостю.
3.Выражение лица у неё было такое, словно она готова (ТОТ)ЧАС заплакать, (НЕ)СМОТРЯ на то что новости были очень хорошие.
4.(В)СКОРЕ Степан привезёт почту, а ТАК(ЖЕ) продукты.
14. Укажите все цифры, на месте которых пишется Н .
По мнению М.Ю. Лермонтова, ярко одарё(1)ая личность в кругу ничтожеств обрече(2)а на непонимание и одиночество, а если ведёт себя соответстве(3)о «нормам» этого общества, то и на постепе(4)ое самоуничтожение.
15.Расставьте знаки препинания. Укажите номера предложений, в которых нужно поставить ОДНУ запятую.
- В гуашевой живописи преимущество имеют плоские и круглые кисти.
- Я вынул из ящика стола тяжёлые списки романа и черновые тетради и начал их жечь.
- Сердце то вдруг задрожит и забьётся то безвозвратно тонет в воспоминаниях.
- Можно любить родник или тропинку тихое озеро или густой лес синюю ночь или светлое утро.
- В синтаксическом строе двух поэтических текстов мы можем найти как сходства так и различия.
16. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые
Образованный на речке (1) пруд (2) по диагонали пересекавший усадьбу Абрамцево (3) явился естественной границей двора с хозяйственными постройками и парка (4) раскинувшегося к юго-востоку от усадебного дома.
17. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые.
Память о том, как принял его первую книгу В.Г. Белинский, осталась с Ф.М. Достоевским (1) видимо (2) навсегда. Писатель всегда (3) исключительно (4) с благодарностью вспоминал о восторженном признании его таланта известным критиком.
18. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые.
В тот день мы завтракали втроём (1) и (2) когда подали вишневый кисель (3) сестра капризно сказала (4) что десерт сегодня невкусный.
19. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые.
Рядом с нами робко шевелились тени (1) и мне казалось (2) что сюда из прошлого несмело пришли (3) некогда жившие здесь люди (4) чтобы погреться у огня и рассказать о своей жизни.
20. Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово.
Наверху были магазин, где продавались памятные сувениры, отличное информационное бюро и туалетные комнаты.
Прочитайте текст и выполните задания 20-25.
(1)Природа никогда не создаёт шума. (2)Она учит человека величию в тишине. (3)Молчит солнце. (4)Беззвучно разворачивается перед нами звёздное небо. (5)Мало и редко слышим мы что-либо из «сердцевины земли». (6)Милостиво и блаженно покоятся царственные горы. (7)Даже море способно к «глубокой тишине». (8)Самое великое в природе, то, что определяет и решает как таковую нашу судьбу, происходит бесшумно.
(22)При этом шум возникает из духовного «ничто» и растворяется в духовном «ничто». (23)Он выманивает человека из его духовного убежища, из его сосредоточенности, раздражает его, связывает, так что тот живёт уже не духовной, а исключительно внешней жизнью. (24)Говоря языком современной психологии, он прививает человеку «экстравертную установку», ничем не возмещая ему это. (25)Примерно так: «Приветствую тебя, человек. (26)Послушай-ка! (27)Впрочем, мне нечего тебе сказать. »
(28)И снова. (29)И снова. (30)Бедный человек подвергается нападкам и даже не может отразить нападающего: «Если тебе нечего сказать, оставь меня в покое». (31)И чем больше человек захвачен шумом, тем привычнее для его души внимание к чисто внешнему. (32)Благодаря шуму внешний мир делается значимым. (33)Он оглушает человека, поглощает его. (34)Шум, так сказать, «ослепляет» восприятие, и человек становится духовно «глух».
(35)Шум перекрывает всё: во внешнем — пение мира, откровение природы, вдохновение от космического безмолвия. (36)Во внутреннем — возникновение слова, рождение мелодии, отдохновение души, покой разума. (37)Потому что воистину, где нет тишины, там нет покоя. (38)Где шумит ничтожное, там смолкает Вечное.
(39)Робка также и муза. (40)Как легко спугнуть её шумом. (41)Нежна её сущность, голос её нежен. (42)А шум — дерзкий парень. (43)Ничего не знает этот грубиян о таинственной изначальной мелодии, которая поднимается из колодца души, иногда вопрошая, иногда взывая, иногда вздыхая. (44)Он вытесняет эту мелодию из земной жизни и земной музыки.
(45)От этого бедствия я не знаю утешения. (46)Есть только одно: побороть шум.
* Иван Александрович Ильин (1882—1954) —известный русский философ, правовед,
литературный критик, публицист.
21. Какое из высказываний соответствует содержанию текста? Укажите номер ответа.
- Если постараться, то к шуму можно привыкнуть, и он даже понравится.
- Шум позволяет человеку общаться с внешним миром, не замыкаясь в себе.
- Рокот моря, звуки горных обвалов или визг автомобильных шин — всё это докучливый шум, мало что дающий человеку.
- Производить шум — «привилегия» человека, тогда как природа создает таинственные и величественные звуки.
22.Какое из перечисленных утверждений является ошибочным? Укажите номер ответа.
1. 21 предложение текста является выводом рассуждения, представленного в предложениях 18—20.
2. В предложении 22—27 представлено рассуждение.
3. Предложения 16—21 содержат рассуждение и описание.
4. В предложениях 35—37 представлено описание.
23. Из предложений 9-12 выпишите контекстные антонимы.
24. Среди предложений 39—44 найдите такое, которое связано с предыдущим при помощи указательного местоимения и контекстного синонима. Напишите номер этого предложения.
Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста, который вы анализировали, выполняя задания 21-24.
25. Известный философ И. Ильин использует в размышлениях такой троп, как _______ (предложение 42). Противопоставляя ________ (предложения 14 и 15), Ильин выявляет своё отношение к шуму, способному прогнать и музу, которая изображена с помощью такого приёма, как _______ (предложение 41). ___________ («экстравертная установка» в предложении 24) помогает дополнить отношение автора к шуму.
- риторический вопрос
- ряды однородных членов
- лексический повтор
- термин
- эпитеты
- олицетворение
- цитирование
- сравнительный оборот
- риторическое восклицание
Укажите два предложения, в которых верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте. Запишите номера этих предложений.
-
Игорь Шелапутин 1 лет назад Просмотров:
3 проблемы. Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам: A Б В Г Д 8. Определите слово, в котором пропущена безударная непроверяемая гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву. масс..жёр т..пличный св..детель взр..стить (предвыборная) к..мпания 9. Определите ряд, в котором в обоих словах пропущена одна и та же буква. Выпишите эти слова, вставив пропущенную букву. пр..бежище, пр..бывал (в городе) и..ход, не..добровал в..ёт (верёвки), под..язычный под..грал, вз..мать о..бывал (наказание), по..толкнул 10. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква И. перекоч..вали повел..вать застенч..вый эмал..вый посе..в (пшеницу) 11. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква И. неприемл..мый расчерч..нный (туман) стел..тся высп..шься колебл..мый (ветром) 12. Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово. Дверь на веранду была (НЕ)ЗАКРЫТА. Рукопись эта проливает свет на страну, никому до сего времени в подробностях (НЕ)ИЗВЕСТНУЮ. Халат имел в глазах Обломова тьму (НЕ)ОЦЕНЁННЫХ достоинств. Воздух здесь был (НЕ)НАШ, чужой, и у меня защемило сердце. Ящик оказался (НЕ)ЧЕМ иным, как хранилищем патронов /7
В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.
-
Глеб Шаламов 1 лет назад Просмотров:
1 Задания тренировочных и диагностических работ 1. килограмм ЯБЛОК СЕМЬЮДЕСЯТЬЮ процентами ПОЕЗЖАЙ в Подмосковье голос более ЗВУЧНЕЕ языки ПЛАМЕНИ 2. Номер в банке ФИПИ 720C4C поднялся более ВЫШЕ ПОЕЗЖАЙ вперёд ЧЕТВЕРО саней ПОПРОБУЕМ решить нет ВРЕМЕНИ 3. вкусные ТОРТЫ посмотрел более СТРОЖЕ ПОПРОБУЕМ помочь не ЕЗДИТЕ быстро ЧЕТВЕРО учеников 4. СТРИЖЁТ клиентов ПЯТЬСОТЫЙ заказ две пары БОТИНОК БЛИЖАЙШАЯ станция нет ВРЕМЕНИ 5. у ИХ сестры пить из БЛЮДЕЦ нет САПОГОВ ещё БОГАЧЕ ТРОЕ друзей 6. береговые КАТЕРА скоро ВЫЗДОРОВЕЕТ почти в СТА странах у новых ТУФЛЕЙ СИЛЬНЕЕ всего 7. пять КИЛОГРАММОВ риса ЛЯЖЬТЕ /8
2 дальние ДЕРЕВНИ молодые БУХГАЛТЕРЫ ДЛИННЕЕ 8. ЛЯГТЕ на пол ИХ работа горячие СУПЫ ШЕСТИСТАМИ учениками ИНЖЕНЕРЫ 9. ДОБРЕЙШИЙ человек опытные ТОКАРЯ ЛЯГТЕ на коврик стирка ПОЛОТЕНЕЦ нет ПЯТИСОТ рублей 10. пара ТУФЕЛЬ у ОБЕИХ сестёр ЛЯГТЕ на коврик ЛОПНУТЫЕ пружины ШЕСТЬЮСТАМИ листами 11. ЖГЁШЬ солому пара ЯБЛОК о ШЕСТИДЕСЯТИ сотрудниках ОБЕИМИ руками ШОФЁРЫ со стажем 12. ЕГО учебник ВЫГОВОРЫ опытные ТРЕНЕРА СЕМЬЮСТАМИ книгами ТЕЧЁТ вода 13. вдоль ПОБЕРЕЖЬЕВ ШЕСТЬЮСТАМИ письмами подписанные ДОГОВОРЫ КЛАДИТЕ аккуратнее БОЛЕЕ КРУПНАЯ рыба 14. ЕГО перчатки пять АПЕЛЬСИН ПОЕЗЖАЙ прямо /8
3 новые ПАСПОРТА ПЯТИСТАМ гостям 15. в ВОСЕМЬСОТ двадцатом году заводские ПРЕССЫ картина более КРАСИВЕЕ СТРИЖЁТ волосы наши ПАСПОРТА Задание изменено группа ОСЕТИН СТА ДВАДЦАТЬЮ ПЯТЬЮ литрами пустые ТЕРМОСА не ЛАЗАЙТЕ через забор ИНТЕРЕСНЕЕ ВСЕХ 17. стать БОЛЕЕ РАЗГОВОРЧИВЫМ отряд ПАРТИЗАН подпишите ДОГОВОРА в ТЫСЯЧА ДЕВЯТЬСОТ ДВАДЦАТЬ ПЯТОМ году пять КИЛОГРАММОВ муки 18. НЕЛЕПЕЙШИЙ наряд за СЕМЬЮ замками пачка МАКАРОНОВ в ДВУХТЫСЯЧНОМ году ВКУСНЕЕ торта 19. горные ИНЖЕНЕРЫ СЕМИСТАМИ тоннами ЖЁСТЧЕ дерева пять АБЗАЦЕВ ОБОИХ учеников 20. здоровые ДЁСНЫ пара ВАРЕЖКОВ сказать БОЛЕЕ ГРОМКО ИСЧЕЗНУВ вдали к ДЕВЯТИСТАМ избирателям 21. ПОЕЗЖАЙТЕ домой из нового ТЮЛЯ /8
4 нырнуть БОЛЕЕ ГЛУБОКО сбросить С ПЛЕЧЕЙ оправдательные ПРИГОВОРЫ 22. ОБЕИХ женщин ЧЕТЫРЬМЯСТАМИ подписчиками пара ПОЛОТЕНЕЦ ПРОМОК под дождём поступил БОЛЕЕ ЧЕСТНЕЕ 23. КРАТЧАЙШИЙ путь ЛЯГТЕ на диван пара ТУФЕЛЬ ЕГО взгляды ТРЁХСТАМИ вопросами 24. более ВЫСОКО расположен банка КОНСЕРВОВ в ТРЁХСТАХ государствах вода там более ЧИЩЕ ПОЛОЩУЩИЙ бельё Задание изменено ИХ комната спелых АБРИКОСОВ СОТРЁТ с доски к ЧЕТЫРЁХСТАМ грузовикам петь ЗВОНЧЕ 26. НАИБОЛЕЕ яркий пусть ПОПРОБУЕТ почётные ТИТУЛЫ хорошо СТРИГЁТ в ДВЕ ТЫСЯЧИ ШЕСТОМ году 27. у ИХ сестры пить из БЛЮДЦЕВ нет САПОГ ещё БОГАЧЕ около ПЯТИСОТ человек 28. поднять БОЛЕЕ ВЫСОКО /8
5 ДИРЕКТОРА школ лежит в ШКАФУ к ДВЕ ТЫСЯЧИ СЕМНАДЦАТОМУ году шинель без ПОГОНОВ 29. шесть ПАДЕЖЕЙ ЯРЧЕ солнца вкусные ТОРТЫ с ДВУХСТАМИ заказчиками ИХ учебники 30. пять ПИХТ задача более ЛЁГКАЯ более ДВЕ тысяч человек ИСПЕЧЁМ пирог рота СОЛДАТ 31. более ШЕСТИСТА лет ПОЕЗЖАЙТЕ навстречу ЕЙ нет ТУФЕЛЬ ВЗГЛЯНИ на картину 32. ЛЯГТЕ на кушетку БОЛЕЕ НАДЁЖНЫЙ не ЛОЖИ локти на стол ПЯТИСТАМ абонентам две пары ДЖИНСОВ 33. ОБЕИМ ученицам ПОСКОЛЬЗНУЛСЯ и упал ЕЗЖАЙ прямо пять ПОМИДОРОВ новые ДЖЕМПЕРЫ 34. столы для КУХОНЬ в ТЫСЯЧА ВОСЬМИСОТОМ году много МАКАРОН БОЛЕЕ КРАСИВЕЙШИЙ пейзаж ИХ дача 35. шесть ВИШЕН (правая) ТУФЛЯ /8
6 НАИВЫСШЕЕ наслаждение здоровые ДЁСНЫ ЧЕТЫРЁХСТАМИ людьми 36. СОТРЁТ с доски петь ЗВОНЧЕ в ПОЛУТОРАСТА метрах две пары НОСКОВ не ПРОРОНЯЯ ни слова 37. ПОМАШИТЕ рукой шесть БЛЮДЕЦ НАИЛУЧШИЙ способ СЕМЬЮСТАМИ ответами занавесить ТЮЛЬЮ 38. закрепил более НАДЁЖНЕЕ старые ПАСПОРТА ЛЯГТЕ на спину саженцы ЯБЛОНЬ забрать из ЯСЛЕЙ 39. ЧЕТЫРЬМЯСТАМИ отзывами земные НЕДРА помыть ШАМПУНЕМ МЕЛИТЬ зерно на мельнице ПОСКОЛЬЗНУЛСЯ на льду 40. аромат ШАМПУНИ в СЕМИСТАХ вёрстах более ДОЛГО МОКЛА под дождём нескольких БАРЫШЕНЬ 41. в ВОСЬМЬЮСТАХ копиях выбрали место ПОСУШЕ осенние МЕСЯЦЫ ПОДОЖЖЁШЬ хворост в ОБОИХ отзывах 42. опытные ТРЕНЕРЫ по ОБОИМ сторонам звучит не менее ГРОМКО /8
7 ПОЕЗЖАЙТЕ вперёд нет ТУФЕЛЬ ПРИОБРЕТШИЙ дом ДЕВЯНОСТА саженцам произнёс более ТИХО ПОЕЗЖАЙ в город несколько БЛЮДЦЕВ 45. НЕДРЫ земли более ПОЛУТОРАСТА тетрадей заговорил БОЛЕЕ ВЕСЕЛО мать ЧЕТВЕРЫХ детей килограмм БАКЛАЖАНОВ несколько БАШЕН шерстяные СВИТЕРЫ НАИСЛОЖНЕЙШАЯ операция возьми нитку ПОТОЛЩЕ в ПОЛУТОРАСТАХ милях 46. к ВОСЬМИСОТОМУ году НАПОИВ чаем в ДВУХСТА экземплярах голос ЗВОНЧЕ стебли ГЕОРГИНОВ 47. СКОРЕЙШЕГО выздоровления ИСПЕКЁТ пирожок ОБОИМИ столами КОЛЫШЕТСЯ листва известные КОНСТРУКТОРЫ 48. мебель для КУХОНЬ в тысяча ВОСЬМИСОТОМ году в ПОЛУТОРАХ метрах забрать из ЯСЛЕЙ наиболее УМНЫЙ 49. ВОСЬМИДЕСЯТЬЮ копейками шесть ПАДЕЖЕЙ пой ЗВОНЧЕ ЛЯГ на кушетку /8
8 50. благодаря ИМ 51. несколько СПАЛЕН ШЕСТЬЮДЕСЯТЬЮ сотрудниками ВЗМОКНУЛ от стараний более КРЕПКИЙ ОТКРЫВ книгу ПРОБУЯ на вкус никому не ЗАВИДУЮ прочитал более ВЫРАЗИТЕЛЬНО богатые КНЯЗЬЯ занавесить ТЮЛЬЮ 52. из свежих АБРИКОСОВ совсем ОЗЯБНУЛ клуб для БАРЫШЕНЬ о ШЕСТИСТАХ жильцах в ИХ квартире 53. сдайте ПАСПОРТА несколько ГНЕЗДОВИЙ пара ТУФЕЛЬ сказал БОЛЕЕ УВЕРЕННО ПОЛТОРАСТАМИ произведениями /8
Четырьмястами отзывами земные недра помыть шампунем
В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.
МЕЛИТЬ зерно на мельнице
ПОСКОЛЬЗНУЛСЯ на льду
Пояснение (см. также Правило ниже).
Ошибка допущена в слове «мелить»: зерно можно молоть. Но другие глагольные формы имеют Е: мелющий, мелет, смелет.
Общее понятие о морфологических нормах.
Морфологические нормы — это нормы правильного образования грамматических форм слов разных частей речи (форм рода, числа, кратких форм и степеней сравнения прилагательных и многие другие).
Морфологическая норма регулирует словообразование и словоизменение. Эти нормы обязательно изучаются в школьном курсе русского языка и проверяются в задании 6 ЕГЭ. В морфологии (также, как в синтаксисе и в области произношения) есть сильные и слабые нормы. Сильные соблюдаются всеми, кто владеет русским языком как родным. Слабые легко поддаются воздействию со стороны, плохо усваиваются и часто искажаются. Их наличие определяется многими причинами, в частности, особенностями развития фонетической и грамматической систем русского языка. Так, существовавшие ещё во времена Льва Толстого нормы образования и изменения причастий, деепричастий, прилагательных и других частей речи, существенно изменились в наши дни. Нужно отметить, что для довольно большого списка слов существуют, с одной стороны — разговорные формы , а с другой стороны — литературные, письменные . Но наряду с этим есть и такие формы, которые недопустимы даже в разговорной речи и являются грубым нарушением морфологических норм. Тот, кто обращается к словарям, знает, что в толковых словарях непременно есть пометки «разг».,что значит разговорное, и другие, указывающие на нормативность употребления формы слова том или ином стиле речи.
В заданиях, подобранных в ЕГЭ, от учащихся требуется найти слово с ошибкой и изменить его так, чтобы оно отвечало литературной, письменной норме.
Нормативность употребления того или иного слова проверяется по действующим современным словарям, а не по «интернету» или «википедии». Слова, допускающие две литературные нормы, (а такое бывает!) в заданиях, как правило, не представлены.
Итак, в заданиях из банка ФИПИ, в пособиях различных авторов, а также в материалах экзаменов прошлых лет имеются примеры на ошибки в образовании и употреблении:
ИМЁН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ (род, число, падеж) ОТКРЫТЬ РАЗДЕЛ в новом окне
ИМЁН ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ (образование сравнительной степени) ОТКРЫТЬ РАЗДЕЛ в новом окне
ИМЁН ЧИСЛИТЕЛЬНЫХ (падежные формы) ОТКРЫТЬ РАЗДЕЛ в новом окне
![]() |
Видео (кликните для воспроизведения). |
Источник: http://rus-ege.sdamgia.ru/problem?id=12553
Мастер в сервисе обслуживания населения.
Стаж: 10 лет